Когнитивные модели интеллекта

Модель интеллекта Стернберга

В своей иерархической модели интеллекта Стернберг выделяет три категории компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации:


Метакомпоненты – процессы управления, регулирующие конкретные процессы переработки информации. К этой категории относятся:


Исполнительные компоненты – процессы более низкого уровня иерархии. В частности, в процесс “индуктивного мышления” по Стернбергу (успешность которого определяется G фактором) входят кодирование, выявление отношений, приведение в соответствие, применение сравнения, обоснование, ответ. Эта часть концепции Стернберга наименее обоснована.


Компоненты приобретения знаний, необходимые для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты. По Стернбергу, к их числу относятся:

В ходе решения задачи для человека главное уметь оделить релевантную информацию от нерелевантной. В ходе решения задачи все три группы компонентов работают согласованно. Метакомпоненты регулируют функционирование исполнительных компонентов и компонентов приобретения знаний, а те в свою очередь обеспечивают обратную связь для метакомпонентов.

Уровень метакомпонентов описан в теории Стернберга наиболее детально и обоснованно. По мнению Стернберга, основная трудность при решении задач состоит в правильном понимании сути задачи и, следовательно, в выборе соответствующей стратегии ее решения (прерогатива метакомпонентов). Важность выбора соответствующей стратегии решения задачи объясняется Стернбергом главным образом меньшей нагрузкой на оперативную память.

Главным в исследовании Стернберга является выявление роли ментальной репрезентации информации при решении задач. Стернберг обнаружил несколько видов ментальных репрезентаций (например, при решении задач на аналогии испытуемые используют либо кластерную, либо пространственную репрезентации, при решении линейных силлогизмов – вербальную либо пространственную).

Вид предпочитаемой репрезентации, по мнению Дружинина В.Н., зависит не от содержания задачи, а от индивидуальной структуры основных факторов интеллекта (“фактор “когнитивной сложности” и фактор “скоростного интеллекта” [10, с. 355]).

Следует заметить, что главным фактором, обеспечивающим успешность интеллектуальной деятельности, для Стернберга является внимание. Им подчеркивается важность распределения ресурсов внимания относительно важных и неважных этапов решения задачи, а также контроля над решением задачи.

Концепция интеллекта М.А. Холодной

Интеллект, по мнению М.А. Холодной – “форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [36, с. 358]

М.А. Холодная так определяет ментальный опыт: “ментальный опыт это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обуславливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности” [36 с. 164].

Ментальный опыт представлен в трех формах: ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации.

В структуре ментального опыта М. А Холодная выделяет три уровня.

  1. когнитивный опыт – ментальные структуры, обеспечивающие хранение, упорядочивание имеющейся и поступающей извне информации. Основное их назначение – “оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях отражения” [36 с. 170].
  2. метакогнитивный опыт – ментальные структуры, осуществляющие непроизвольную регуляцию процесса переработки информации, а также не менее важную произвольную организацию интеллектуальной активности самого человека. Основное назначение – “контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также хода интеллектуальной деятельности” [36 с. 170].
  3. интенциональный опыт – ментальные структуры лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Основное их назначение – “предопределять “субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления” [36 с. 170].

По мнению В.Н. Дружинина, метакогнитивный опыт относится к регуляторной системе психики, а интенциональный – к мотивационной системе.

Особенности организации когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта определяют свойства индивидуального интеллекта.

Ниже представлена модель психологического устройства интеллекта, иллюстрирующая особенности его структурной организации.

Рис. 2 Модель интеллекта М. А Холодной (по Холодной, 1997)

Как можно заметить, структура интеллектуальных способностей включает: 1) конвергентную способность – интеллект в узком значении этого термина 2) креативность 3) обучаемость и 4) познавательные стили

Таким образом, две последние концепции включают в структуру интеллекта дополнительные внешние факторы (например, механизмы регуляции, контроля переработки информации, применение тех или иных стратегий при решении интеллектуальных задач).

Rambler's Top100 be number one Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz